Продолжение, переход на страницы 1 2 3 4
Страница 3
ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
педагогических работников
Третья – работа в качестве руководителей соответствующих образовательных учреждений засчитывается в педагогический стаж без всяких дополнительных условий, т.е. независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы. Необходимо только, чтобы эта работа выполнялась в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, т.е. на ставку.
К таким руководителям относятся:
Ø директора (начальники, заведующие) детских домов, в том числе санаторных специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии;
Ø заместители директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в п. 1.1-1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений».
Четвертая – работа в качестве руководителей соответствующих образовательных учреждений в педагогический стаж вообще не засчитывается.
К таким руководителям относятся директора (начальники, заведующие) и их заместители:
Ø образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п.1.11 раздела «Наименование учреждений»);
Ø учреждений социального обслуживания (п.1.13 раздела «Наименование учреждений» );
Ø учреждений здравоохранения (п.1.14 раздела «Наименование учреждений»).
Рассмотрим на примерах варианты зачета в педагогический стаж периодов работы в должности заместителя директора на 0,5 ставки, имеющего педнагрузку учителя.
Согласно п.п. «б» п. 8 Правил от 29.10.2002 г., в стаж педагогической деятельности может быть засчитан период работы в качестве заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, если по данной должности выполнена установленная трудовым законодательством норма рабочего времени (40 часов в неделю, либо сокращенная продолжительность). При этом если все периоды трудового стажа оцениваются по Спискам и Правилам от 29.10.2002 г., то такое условие применяется и за периоды до вступления в силу Постановления № 781.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41 преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении без занятия штатной должности не считается совместительством и не требует заключения трудового договора (п. 2 «ж» постановления).
Таким образом, период работы в должности заместителя директора на 0,5 ставки, имеющего определенную педагогическую нагрузку, не может быть засчитан по нормам Правил от 29.10.2002 г.
При определении права на зачет такого периода с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, вопрос может решаться следующим образом.
За периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 вопрос решается положительно (кроме заместителей директоров по административно-хозяйственной работе) независимо от объема работы.
За период работы с 01.11.1999г. по 31.08.2000г. аналогично, согласно Правилам от 22.09.1999 , т.к. абз.1 п.1 и абз.1 п.2 данных Правил введены в действие с 01.09.2000 г.
За период работы с 01.09.2000г. по 11.11.2002г. возможно положительное решение с применением норм п. 1 Правил от 22.09.1999 г., согласно которым засчитывается работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 22.09.1999г., при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. При этом необходимо помнить, что круг лиц, которым периоды работы засчитываются независимо от выполнения нормы педагогической или учебной нагрузки, указан в абз. 2 п. 1 Правил.
Таким образом, если зам. директора (0,5 ставки) имел педагогическую нагрузку, то такой период возможно зачесть как работу в качестве учителя без занятия штатной должности, при этом за работу в городе сохраняется требование выполнения нормы педагогической нагрузки (исключение – учителя начальных классов), а в образовательных школах сельской местности – независимо от объема работы.
Поскольку на практике имеют место различные ситуации, то при решении вопроса необходимо исходить из конкретных имеющихся данных.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
1. Основная должность – учитель. Имеется приказ о совместительстве в должности заместителя директора на 0.5 ставки.
Вопрос о праве может быть решен по основной должности.
2. Основная должность – зам. директора на 0.5 ставки. Имеется приказ о совместительстве в должности учителя.
Вопрос о праве решается в зависимости от выполняемой нормы нагрузки учителя (за исключением случаев, когда норма не требуется).
3. Основная должность - учитель. Имеется приказ о возложении обязанностей зам. директора и производится соответствующая доплата к заработной плате.
Вопрос о праве может быть решен по основной должности.
В правоприменительной практике встречаются такие должности как «заместитель директора по научной и методической работе», заместитель директора по информатике и информационным технологиям», «заместитель директора по методической работе» (по иностранному языку, по начальным классам, по профессиональной подготовке, по дополнительному образованию, по общеобразовательной подготовке) и др.
Относительно включения в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в указанных должностях необходимо отметить следующее.
Список и Правила не содержат исчерпывающего перечня наименований должностей, а упоминаются только некоторые из них - заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Вышеперечисленные должности заместителя директора (начальника, заведующего) поименованы в Правилах, поэтому работа в этих должностях может засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, без проверки на предмет ведения образовательного либо учебно-воспитательного процесса непосредственно с детьми.
По должностям, непосредственно не указанным в Правилах, необходима дополнительная проверка функциональных обязанностей, поскольку их работа функционально может быть не связана с образовательным процессом. Документом, подтверждающим это обстоятельство, может служить должностная инструкция. Если из инструкции усматривается, что деятельность функционально не связана с образовательным процессом, а направлена, например, на поиск новых методов работы, на осуществление методической работы, внедрение в образовательный процесс новых учебных программ, методик преподавания, оснащение учебного процесса новейшими технологиями, на деятельность, связанную с организацией работы по реализации учебной или воспитательной программ и проводящаяся непосредственно с преподавательским составом, т.е. непосредственно не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, то такая работа не может быть включена в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
При этом необходимо отметить следующее. Если из должностной инструкции усматривается многофункциональность обязанностей, то следует определить направлена ли деятельность заместителя директора (начальника, заведующего) в основном на образовательный процесс непосредственно с детьми.
Имеются особенности по включению в педагогический стаж периодов работы в должностях, оговоренных в Правилах от 29.10.2002 г., которые связаны с тем, что по прежнему законодательству указанные должности были в различное время исключены из Списков профессий, должностей и учреждений, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. То есть по новому законодательству работа в этих должностях засчитывается в педагогический стаж за те же годы, за какие она ранее засчитывалась в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Так, работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в педагогический стаж за период до 1 января 1992 г.
Работа в любых учреждениях, предусмотренных Списком от 29.10.2002г. в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в любых должностях, предусмотренных этим Списком, в детских домах семейного типа засчитывается в педагогический стаж за период до 1 ноября 1999г.
Существуют учреждения, работа в которых засчитывается в педагогический стаж не во всех должностях, перечисленных в Списке от 29.10.2002 г.
Это относится к работе в учреждениях здравоохранения (п.1.14 раздела «Наименование учреждений»). Работа в этих учреждениях засчитывается в педагогический стаж только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.
Следует обратить внимание, что по Списку от 22.09.1999 г. (в редакции 2001 года) работа в учреждениях здравоохранения (домах ребенка, в том числе специализированных) засчитывалась в педагогический стаж только в должности воспитателя. Таким образом, предоставление права на досрочную пенсию старшим воспитателям является ещё одним улучшением в пенсионном обеспечении педагогических работников по сравнению с прежним порядком.
Существуют должности, работа в которых засчитывается в педагогический стаж, если она протекала не во всех учреждениях, перечисленных в Списке от 29.10.2002 г., а только в строго определенных учреждениях.
Это относится к работе в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду. Работа в этих должностях засчитывается в педагогический стаж только в том случае, если она осуществлялась:
Ø в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1.3 раздела «Наименование учреждений»);
Ø в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (п.1.5 раздела «Наименование учреждений»);
Ø в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (п.1.6 раздела «Наименование учреждений»);
Ø в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п.1.11 раздела «Наименование учреждений»);
Ø в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 раздела «Наименование учреждений»).
В данной части право на педагогическую пенсию также расширено, поскольку по прежним Правилам от 22.09.1999 г. работа в указанных должностях засчитывалась в педагогический стаж только в учреждениях социального обслуживания.
Практика назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам показывает, что существует многообразие видовых наименований учреждений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона РФ “Об образовании” от 10.07.1992 №3266-1 деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. На их основе разрабатываются Уставы этих образовательных учреждений.
При рассмотрении вопроса о возможности включения в стаж на соответствующих видах работ следует исходить из соответствия фактических наименований учреждений наименованиям, приведенным в Списке. При этом дополнительное указание на территориальную принадлежность, ведомственную принадлежность, нумерацию, оригинальное название, направление деятельности не влияет на реализацию права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Законодателем изначально определена единственная организационно-правовая форма – учреждение.
В связи с этим периоды деятельности педагогических работников, протекавшие в организациях, имевших иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения, в стаж на соответствующих видах работ при досрочном назначении пенсий не включаются.
Законодатель, как в Законе «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. №340-1, так и в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ предусмотрел, что педагогическая деятельность должна осуществляться в учреждениях для детей.
В п.6 Правил от 22.09.1999 г. и в п.14 Правил от 29.10.2002 г. предусмотрено условие для зачета в стаж педагогической деятельности начиная с 1 ноября 1999 года периодов работы в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, а именно, обучение в указанных учреждениях не менее 50 % учащихся в возрасте до 18 лет.
Состав учащихся до 18 лет определяется на начало учебного года с учетом общего количества обучающихся, независимо от формы освоения ими образовательных программ (очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстернат), а также источников финансирования затрат на данное обучение на основании списочного состава учащихся по состоянию на октябрь месяц.
Такие данные содержатся в форме 2-НК. Отчет по данной форме составляется по состоянию на 1 октября соответствующего года по данным первичной учетной документации, имеющейся в учебной части, бухгалтерии, отделе кадров и других подразделениях учебного заведения, и содержит сведения об общей численности учащихся, обучающихся на всех курсах, которая распределяется по возрастам в соответствии с числом полных лет на начало календарного года.
Кроме того, лица, зачисленные приказом руководителя учебного заведения и обучающиеся в нем для освоения дополнительной профессиональной образовательной программы, являются слушателями и при заполнении формы 2-НК в отчет не включаются.
Состав учащихся определяется в целом по учреждению, а не по отдельным группам, где ведется преподавательская деятельность конкретного преподавателя.